
Контрольная для Минобразования: учат ли белорусских школьников применять знания в жизни?
Как мобилизовать государство на повышение качества образования?
Как на самом деле в Беларуси обстоят дела с высшим образованием — Белорусская национальная платформа Форума гражданского общества Восточного партнерства отправила в секретариат Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) альтернативный доклад.
Члены Общественного Болонского комитета провели мониторинг состояния академических свобод студентов и преподавателей в 16 университетах страны.
В докладе сообщается о заметных изменениях в структурных реформах в сфере образования и внедрении некоторых Болонских инструментов: разделение системы высшего образования на два уровня, разработка новых стандартов для магистратуры.
Но Беларусь, как отмечают эксперты, практически не исключила главные препятствия, помешавшие присоединиться к Европейскому пространству высшего образования в 2011 году. Среди них университетская автономия, общественное участие в управлении вузами и академические свободы преподавателей и студентов.
– Мы видим усиление репрессий в части академической свободы. Если в 2011 году мы фиксировали усиление репрессий, имеющих политические причины, то сейчас это в основном академические репрессии, связанные с выполнением преподавателями своих обязанностей. Причинами становятся публикации в изданиях, которые не приветствует руководство вуза, или высказывание мнений, которые оно не одобряет, – рассказывает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.
Владимир Дунаев
По мнению эксперты, административный произвол стимулирует законодательная база высшего образования.
Секретные материалы
Беларусь во второй раз пытается вступить в Болонский процесс.
О подаче заявки на присоединение к ЕПВО общественность узнала лишь спустя несколько недель. Сейчас Министерство образования хранит в секрете содержание представленного в Болонский секретариат доклада, в котором говорится о состоянии высшего образования в стране.
Эксперты оценивают такие действия ведомства как попытку избежать публичной дискуссии и критики со стороны общественности независимых экспертов и европейских общественных организаций.
При этом публичные заявления властей подтверждают, что мы все еще не готовы присоединиться к Европейскому пространству высшего образования, считают члены Общественного Болонского комитета.
Кому не писаны законы?
В системе высшего образования не только нет подвижек для вступления в Болонский процесс, в ней также не соблюдается белорусское законодательство, отмечается в мониторинге.
Одним из упреков представителей ЕПВО в 2012 году был низкий уровень студенческого участия в управлении университетом. Хоть в Беларуси уже тогда действовало положение о совете учреждения образования, предусматривающее не меньше четверти студентов от общего числа членов академического совета.
Убеждая представителей академического сообщества в том, что Беларусь готова присоединиться к Европейскому пространству высшего образования, на встрече с делегацией Обсерватории великой хартии европейских Университетов, первый проректор БГУ, а сейчас министр образования Михаил Журавков заявил, что в главном университете страны количество студентов, входящих в академический совет, составляет 25%.
«С весны мы ввели в совет дополнительных членов студенческого самоуправления», — сказал тогда представитель ректората БГУ.
После проведения мониторинга Белорусский Общественный комитет обнаружил, что ни в БГУ, ни в трех других университетах, где информация о составе советов находится в открытом доступе, эта норма законодательства не выполняется.
В БГУ из 90 членов совета всего 10 студентов, в Экологическом университете им. Сахарова в совет входит только один студент.
Член Общественного Болонского комитета Олег Граблевский обратился в прокуратуру, указав на несоблюдение действующих правовых норм по формированию советов высших учебных заведений.
В ответ Министерство образования сообщило, что в университетах «состав совета уже откорректирован» или «проводится работа по выдвижению кандидатур обучающихся или их законных представителей для включения в состав совета». А в Белорусском государственном университете для соблюдения закона нужно внести изменения в Положение о Совете БГУ, потому что сейчас оно не предполагает членство студентов. Ведомство пообещало, что в ближайшее время на сайтах университетов появится обновленная информация.
– Мы видим, что законодательство не соблюдается даже в ведущем университете страны. В большинстве вузов такая информация вообще не находится в открытом доступе. И можно сделать вывод, что в них эта норма тоже не соблюдена, – считает Владимир Дунаев.
Слабые места высшей школы
Отечественной системе образования надо решить слишком много проблем и проделать огромный путь от Минска до Болоньи.
Отечественное законодательство не признает неформальное образование. И как следствие несоответствие европейским тенденциям образования на протяжении всей жизни.
В Беларуси не предусмотрено приложение к диплому европейского образца. Ввести его абсолютно не сложно, отмечает член Общественного Болонского комитета Ольга Крыжановская.
Белорусские студенты до сих пор в полной мере не могут выбирать профильные курсы в полном объеме, как это предусмотрено ЕПВО. Вместо этого они изучают огромное количество ненужных предметов.
Не соответствует высшее образование и Конституции, согласно которой все белорусы имеют право обучаться бесплатно.
– Больше двух третей студентов учатся платно. А чтобы поступить на престижную специальность, нужно иметь очень хорошую подготовку. Молодежь из села и малообеспеченные абитуриенты оказываются в трудном положении, – рассказывает кандидат философских наук Ирина Дунаева.
Получить кредит на образование практически невозможно, говорит эксперт. В этом учебном году такие кредиты выдавали всего два банка, и те под очень высокие процентные ставки.
Молодые люди с инвалидностью практически не имеют возможности получить высшее образование из-за неразвитой безбарьерной среды, отсутствия специальных методик обучения и работы медико-реабилитационных экспертных комиссий, которые приравнивают право на работу с правом на образования и отказывают молодежи в возможности учиться «по состоянию здоровья».
Зато белорусские вузы охотно принимают на обучение иностранных студентов. Больше половины из них – это молодежь из Туркменистана с низкой подготовкой. Они, по мнению экспертов, сильно снижают уровень качества образования в наших университетах.
Очевидно, что решить все проблемы высшей школы к моменту рассмотрения заявки на присоединение к ЕПВО не получится.
Эксперты надеются, что европейские коллеги помогут подготовить дорожную карту по устранению этих недостатков. Это даст Беларуси шанс приблизиться хотя бы к середнячкам среди европейских университетов.
Надежда Калинина, «Завтра твоей страны»